Наздогнати рядового Порошенка, або Хто з оточення Зеленського отримає ГПУ
НАБУ и САП после двух лет расследования объявили о подозрении нескольким сотрудникам НКРЭ по делу "Роттердам+", которое журналисты называли схемой заработка Рината Ахметова и пятого президента Украины.
НАБУ и прокурор Сергей Горбатюк объявили 10 дней назад о проведении обысков у судей ОАСК по делу о преследовании активистов Майдана и сообщили, что прослушка вскрыла и другие преступления в суде. Это дело также может частично задеть и окружение президента. В частности, в материалах фигурирует и Александр Грановский, имевший статус неформального поверенного Порошенко по общению с судами.
Более того, на этой неделе ГПУ опять вызвала на допрос по делу Курченко экс-главу Нацбанка Валерию Гонтареву, сооснователя инвесткомпании ICU Константина Стеценко, собственника частной газодобывающей компании Burisma Николая Злочевского и бывшего заместителя главы Администрации президента Алексея Филатова.
Первые подозрения прокурор Константин Кулик окружению Порошенко разослал еще накануне второго тура выборов президента. Но тогда в ГПУ заявили, что считают его действия не до конца законными. Сейчас же подозрения одобрены.
То, что для команды Владимира Зеленского важно начать криминальные процессы против окружения Петра Порошенко, ясно как божий день. Иначе они в скором времени окажутся в той же позиции, что их предшественники.
Народ интересует предыдущая власть не больше года, потом он уже захочет, чтобы сажали представителей нынешней.
Но ведь материал еще нужно собрать.
Весна не показала, кто где украл
Владимир Зеленский на первые месяцы своей работы оказался без своего генпрокурора. Рассчет, что в парламенте 8-го созыва достаточно тех, кто ненавидит Луценко, не сработал. И генпрокурор остался на должности.
В первые же дни после инаугурации в команде президента решили, что роль авангарда борьбы возьмет на себя СБУ, куда делегировали друга президента Ивана Баканова. В СБУ ждали глупенького мальчика, "лейтенантика", но уже на первое собрание Баканов пришел достаточно подготовленным и даже произвел позитивное впечатление на сотрудников спецслужбы.
Тем не менее громих дел, как обещали в офисе президента, за последние месяцы не случилось. Наверное, главная причина этого в том, что Баканов по своему психотипу очень спокоен и отличается от другой части окружения президента.
Так что сейчас основные боевые действия против Порошенко ведет ГБР, куда з завидным постоянством относит свои заявления Андрей Портнов.
В окружении Порошенко уже не раз заявляли, что новая власть отдала ГБР фактически в концессию опальному юристу.
Правда, рано или поздно, инициативы Портнова доходят до ГПУ и там их "тушат".
Например, 17 июля ГПУ закрыла дело по госизмене во время событий в Керченском проливе, когда РФ захватила украинские военные суда и их экипажи.
"Уважаемые друзья, сегодня Луценко, в нарушение УПК закрыл одно из уголовных производств следователей ГБР о государственной измене Порошенко, который, рискуя обороноспособностью и национальной безопасностью Украины, пожертвовал украинскими моряками и ввёл, с целью сохранения власти, военное положение", - пожаловался тога в ФБ Портнов.
И добавил в обращении к Луценко и Кизю: "Вы точно оба не будете работать в новой прокуратуре. Мы вас вывернем наизнанку" .
Самое интересное, что Сергей Кизь до этого назывался некоторыми СМИ как некий компромисный кандидат для Андрея Богдана и Юрия Луценко, который останется руководить ГПУ после увольнения нынешнего генпрокурора и с приходом нового - Руслана Рябошапки.
Смена вектора
"На самом деле, Кизь не друг Богдана, они знакомы только благодаря делам, по которым нынешний глава Офиса президента работал адвокатом. И он, как и Луценко с ним конфликтует", - говорит собеседник в ГПУ.
Также в ГПУ отказались согласовывать арест активов президента по Ленкузне, которую, по мнению Портнова, Сергей Тигипко купил за отмытые Порошенко же деньги.
Единственное дело, где Луценко и Кизь изменили свою позицию и пошли по сути против окружения Порошенко, – это так называемое дело Курченко, в котором фигурируют Валерия Гонтарева, экс-глава АП Борис Ложкин и экс-замглавы АП Андрей Филатов.
Исходя из текста подозрений, который после выборов президента обнародовал УНИАН, Гонтарева и ее зам по ICU Константин Стеценко могут быть причастны к преступлению, потому что в феврале 2014 дали нужное заключение "Брокбизнесбанку" по липовым сделкам о купле-продаже облигаций внутреннего государственного займа с ОАО "Аграрный фонд", и договоров РЕПО (repurchase agreement) с Национальным банком.
Обвинение по Ложкину основано на том, что он, по сути, продал Курченко за преступно добытые деньги УМХ и позволил их так отмыть.
Также Кулик обвинил представителей уже бывшей Администрации президента, в том числе и Филатова, в том, что он пытался влиять на ход расследования дела Курченко.
Как заявил Кулик на брифинге в апреле, в ходе расследования дела Курченко ему неоднократно поступала информация о попытках представителей Администрации президента и лично Порошенко неофициально вмешаться в ход расследования с целью получения информации, которую имело следствие.
"Такие факты касаются расследования ряда эпизодов ... по факту содействие преступной организации и легализации (отмывания) денежных средств в сумме 440 226 315 долларов, полученных преступным путем при осуществлении операций купли-продажи имущественных и корпоративных прав группы компаний "Украинский медиа холдинг", совершенных Курченко, Филатовым, Бугаем, и другими лицами ", - заявил тогда Кулик.
В апреле генпрокурор и его пресс-служба заявили, что Кулик поспешил со своими заявлениями и подозрения разослал ненадлежащим образом.
Сейчас, после смены власти позиция руководства ГПУ изменилась, и они допускают возможность умысла в действиях представителей ICU и Филатова, и вызвали их на допрос 12 августа.
Правда, экс-глава Нацбанка Валерия Гонтарева уже заявила, что не приедет в Украину и вообще знать ничего не знает.
"Я ничего к этому делу не имею, даже рядом не проходила. Я уже им сообщила, что работаю и живу в Лондоне, поэтому они знают мой адрес и могут присылать мне все иски или приехать ко мне в Лондон... Жду их в Лондоне, если они хотят меня увидеть", - сказала она сайту The page.
В этот раз в списке вызванных на допрос нет Бориса Ложкина – логика ГПУ такова в споре с Куликом такова – если Ложкин, продавая УМХ, был в сговоре, потому что деньги Курченко преступные, так и все украинцы, покупавшие газ от его компаний, тоже в сговоре с младоолигархом.
В апреле из-за этого дела фактически уволился из ГПУ замгенпрокурора Евгений Енин. Он не озвучил публично причин своего увольнения. Но, по словам собеседников в ведомстве, причиной стал конфликт с Куликом, который обещал обвинить Енина в давлении на независимого прокурора и саботаже дела. Кизь пошел другим путем, и послушав пару месяцев доклады Кулика, дал отмашку по части фигурантов.
Но это не является гарантией, что он останется работать в ГПУ после смены генпрокурора.
Кому достанется ГПУ
На прошлой неделе президента Владимир Зеленский признался, что одной из рассматриваемых кандидатур на эту должность является экс-член НАПК Руслан Рябошапка.
Сам Рябошапка в интервью журналистам также не стал скрывать, что готов занять эту должность.
Правда, Рябошапка - не единственный претендент на эту должность. Он, скорее, кандидатура от группы главы Офиса президента. Есть еще две – Иван Баканов и помощник президента Андрей Ермак. Именно последнего вместе с Сергеем Шефиром называют альтернативной "башней" влияния на Банковой, которая хочет уменьшить прыть Андрея Богдана.
Ермак также рассматривается и как альтернативный кандидат на СБУ, если Баканов перейдет в ОП.
Нынешний глава ОП, по одной из версий, может уйти на повышение в Кабмин.
Но если Рябошапка не возглавит ГПУ, то и Богдан, скорее всего, останется возглавлять офис президента.
Но при любом генпрокуроре будет стоять задача "догнать" Петра Порошенко и лишить неприконсновенности, скажем, где-то в ноябре.
Но здесь возникает нюанс: Петр Порошенко перед выборами говорил своему окружению, что только заведет фракцию в Раду, а сам в депутаты не пойдет. Хотя, скорее, все-таки пойдет.
Татьяна Николаенко, "Цензор.НЕТ"