Небойові втрати
Скрывают ли потери в угоду перемирию? Почему наши потери в сводках ООС не совпадают с числом погибших воинов, озвученным в официальных сообщениях?
После гибели четверых военнослужащих 14 и 15 августа часто задают вопрос: почему по сводкам заявлен всего 1 погибший? Всего в зоне ООС в августе погибло 11 военнослужащих, из них боевыми потерями признано 6.
Потому что в сводки ООС попадают боевые потери - связанные с действиями противника в ходе выполнения служебно-боевых задач. То есть, причина гибели установлена, и это - война.
Смысла скрывать потери в Украине нет: у нас все публично, и ведется единый список погибших воинов - Книга памяти, что делает элементарной сверку и критику данных. Поэтому все наши погибшие по боевым причинам и в ходе выполнения служебно-боевых задач в ООС известны, их товарищи и их близкие не позволяют забыть кого-либо.
Но обычная практика, действующая с начала войны, состоит в том, что в сводки не включаются небоевые потери. То есть, такие, когда человек погиб, но причина его гибели не связана с воздействием противника. Иногда эта причина установлена сразу, а иногда - нет, и начинается расследование. Такая гибель может получить определение уголовного преступления или несчастного случая.
За 5 лет общие небоевые потери ВСУ погибшими, по официальной статистике, почти равны боевым потерям. Да, умершими от болезней, по другим причинам, погибшими в ДТП, в конфликтах при так называемых "неуставных отношениях", при несчастных случаях - потеряли больше, чем от огня россиян. Причем если в начале войны часто бывало, что небоевые потери оформлялись как боевые (чтобы не создавать проблем начальству, чтобы выплаты были семье, чтобы не было пятна на репутации), то сейчас в ходе позиционной войны контроль строгий.
Сообщать, что военнослужащий погиб на фронте по своей неосторожности, из-за конфликта с товарищем или спровоцировав конфликт с ним, не получается. Потому что подобные случаи с точки зрения закона - это уголовное преступление. В нем следует дать юридически точную квалификацию случившегося, определить, кто и что делал.
На мой взгляд, Генеральный штаб, командование ООС и военная прокуратура должны с определенной периодичностью - возможно, раз в три месяца, - давать общую статистику небоевых потерь и сообщать их причины. Статистику без имен. Детали раскрывать только по конкретным запросам.
Да, печально оглашать наши слабости, но это жизнь: небоевые потери есть во всех армиях.
Их признание и анализ важны для изменений, для осознания обществом проблемы, для того, чтобы пресечь все слухи и сделать правильные выводы.
Юрий Бутусов, "Цензор.НЕТ".